Йоль - зимнее солнцестояние

Йоль

День Зимнего Солнцестояния

Йоль – это самый главный, самый священный и самый могущественный праздник Колеса Года, ночь великого пира и веселья. В эту ночь Старые Боги, нисходят на землю, а у людей появляется возможность встретиться с ними, праздновать с ними, разделить с ними пищу и вино. Именно в эту ночь люди загадывают самые сокровенные желания.


 

12 ночей Йоля

По традиции Йоль длится 12 ночей, которые называют «Ночи духов». Эти двенадцать ночей — брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершится жребий богов и вращается веретено богини Судьбы… 

По современному календарю Йоль начинается в ночь с 19 на 20 декабря – это Начальная Ночь Йоля («нулевая» по счету ночь). Затем идет 1-я Ночь (материнская), 2-я (Ночь Зимнего Солнцестояния), 3-я... и так до заключительной самой волшебной 12-й Ночи Йоля (новогодней). 

 В эти дни важно уделить себе время, чтобы разобраться, с чем мы хотим войти в Новый год, а что лучше оставить в прошлом.

Йоль - зимнее солнцестояние
 
Йоль - зимнее солнцестояние

Ночь Матери

В древности у англосаксонских племен Первая Ночь Йоля была за одну ночь до зимнего солнцестояния (оно бывает 21 или 22 декабря в зависимости от года), т.е. перед самой долгой ночью в году. По свидетельству Беды Историка, эта ночь называлась «материнской», и если раньше она была посвящена ритуалам, связанным с дисами и Фригг, а также чествованиям матерей семейств, то сейчас это выглядит как вечер «в кругу семьи». «Ночь матери» (с 20-го на 21-е декабря) – это ночь перед зимним солнцестоянием. 

В следующую ночь (с 21-го на 22-е декабря) солнце опустится в самую нижнюю точку. Это конец года. Вся годовая работа закончена, закрома полны. Время подвести итоги и отблагодарить богов и домашних духов за их содействие во всех делах в течение всего года. Время освободиться от всех забот и тревог для встречи нового жизненного цикла. 

Это темное, женское время. Через 12 ночей родится Новый год. Хозяйки наводят порядок в доме, украшают его и собирает семью у очага. Они славят Богинь. Мать открывает врата Иного Мира, чтобы впустить в наш мир новую жизнь. 

 Все работы по дому должны быть окончены к вечеру этого дня, венок Йоля должен быть сделан и весь дом должен быть украшен зеленью Йоля (еловыми ветками). По возможности, вся семья должна сходить в баню или сауну (по крайней мере, просто помыться) во второй половине дня, дабы души и тела очистились. 

Венок Йоля из еловых или сосновых веток с 8-ю свечами должен быть приготовлен и установлен на каминной доске либо в месте, являющемся «сердцем» дома. Свечи в венке Йоля должны гореть всю ночь, а по возможности – до 12-й Ночи (Новогодней ночи). В древности это были не свечи, а жировые светильники (наподобие нынешних церковных лампад), в которые время от времени подливали масло – потому они могли долго гореть не угасая. 

От огней венка Йоля уже в древности возник обычай зажигать огни и на наряженной новогодней ёлке. Поначалу на ёлке размещали тоже 8 огней, как на венке Йоля, позднее – кто сколько хочет.

 
Йоль - зимнее солнцестояние

Великая Ночь Йоля

Великая Ночь Йоля (2-я ночь) – Ночь Зимнего Солнцестояния (по современному календарю отмечается в ночь с 21 на 22 декабря). Это самая важная ночь праздника «Йоль» – 21 или 22 декабря. 

Это самая длинная ночь в году, когда Солнце опускается в самую нижнюю точку, и во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. 

В эту волшебную Ночь происходит великое Чудо обновления солнца. На закате перед Ночью зимнего солнцестояния совсем состарившееся и утратившее последние силы осеннее солнце умерло, чтобы обновиться и наутро после Ночи возродиться восходящим над миром новорожденным зимним солнцем.

В момент зимнего солнцестояния на планете закончилась астрономическая осень, и началась астрономическая зима. Новорожденное зимнее солнце пока еще совсем слабенькое, но с каждым следующим днем оно будет набирать свою силу. И с каждым днем подниматься на небе все выше и выше. Дни прибывают, ночи становятся короче. Солнце уже ведет отсчет времени к лету. 

 
Йоль - зимнее солнцестояние

Йоль

Полин Кампанелли "Возвращение языческих традиций"

На закате самого короткого дня в году звон церковных колоколов из деревушки за рекой разносится в прозрачном морозном воздухе, чтобы смешаться с призывами к старым богам и дымом святочного полена. Звуки старинных, знакомых с детства рождественских гимнов напоминают о традициях, дошедших до нас под тонким покровом новой религии. 

Обычай наряжать рождественскую елку берет начало у германских народов. Слово «Tannenbaum» обычно переводится как «рождественская елка», но «tannen» — слово, родственное гэльским «tinne» («падуб») и «glas-tin» («вечнозеленое дерево»). По всей вероятности, все эти слова — «glas-tin», «tinne» и «Tannenbaum» — первоначально обозначали вид вечнозеленого дуба, посвященный богу солнца. 

Сама идея украшения священных вечнозеленых деревьев фруктами, орехами и ягодами (а они и были первыми украшениями) представляла собой обряд языческой магии, придуманный для того, чтобы обеспечить непрерывность круговорота времен года и человеческого духа. 

По-немецки название рождественской елки звучало бы примерно как «Kristenbaum», и с определенностью можно сказать, что «Tannenbaum», или рождественская елка, в честь которой поется древнейшая песня: 

Зеленая не только в летнюю пору, 

Но и в самое холодное время года, 

О рождественская елка (Tannenbaum), 

Ты принесешь нам столько радости! 

В словах песни отражаются два главных священных праздника — летнее Солнцестояние и святки. 

Из Уэльса пришла древняя мелодия другого всенародно любимого рождественского гимна — «Украсьте залы» («Deck the Halls»), который традиционно исполнялся во время запрещенного обряда внесения в дом вечнозеленых растений. Для большинства язычников зимнее Солнцестояние символизирует смерть старого солнечного года и рождение божественного младенца — нового солнечного года, которому на следующее утро помогали и воздавали почести, сжигая святочное полено. Хотя американская версия этой песни была создана весьма недавно, в 1881 году, языческие элементы остаются и в ней. Например, вряд ли можно сомневаться в том, что в этой песне поется о смерти и возрождении солнечного бога во время зимнего Солнцестояния: 

Смотри, перед нами — сверкающие святки, 

Ударь по струнам арфы и присоединяйся к хору, 

Скоро старый год уйдет прочь, 

Поприветствуйте Новый год! 

В тексте старинной французской рождественской песни «Падуб и плющ» сравниваются различные черты древнего, священного падуба с символами Иисуса; это явная попытка заменить богов старой религии новым богом. Но слова припева сохраняют свое прежнее, языческое значение: 

Падуб и плющ — 

Теперь oбa в полном расцвете. 

Из всех деревьев, что в лесу, 

Лишь падуб— в короне. 

Это явно относится к богу солнца в eгo ипостаси Короля Падуба. Далее в припеве поется: 

Восход солнца 

И бег оленей, 

Звуки органа, 

Сладостное пение хора. 

Упоминание о беге оленей намекает на Рогатого бога лесной дичи. Поскольку мы, язычники, все еще можем найти упоминания о старых богах и старой религии во многих старинных рождественских гимнах и народных песнях, нам нет нужды переиначивать песни, звучащие в это время года, чтобы они отвечали языческим настроениям. Ибо что может выразить языческий смысл святок сильнее, чем слова «О святая ночь» или «Тихая ночь»? Мы поем эти песни, когда разжигаем наши святочные костры, а еще — когда зажигаем свечи и ожидаем восхода солнца и начала нового цикла жизни. 

Куда бы мы ни отправились в эту святочную пору, везде мы услышим знакомые мелодии рождественских гимнов. Без них так же нельзя представить себе это время года, как весну — без пения птиц. Пусть эти песни оживят наш праздник! 

«Yule» (Святки) — это старинное англосаксонское слово, означавшее «колесо». Оно относится к Колесу года, которое в это время завершает свой оборот. В то время как кельты праздновали конец старого земледельческого года и начало нового во время Самайна, англосаксы отмечали конец старого солнечного года и его возрождение во время святок. Когда обе эти культуры смешались, многие обычаи были «пересажены» из одного праздника в другой, а в некоторых случаях стали охватывать оба праздника. 

Когда декабрьские дни, становясь все короче, сменяются долгими холодными ночами, каждый дом потихоньку превращается в страну чудес, где воздух пропитан ароматом хвои и мерцают огоньки. Каждый уголок дома преобразился для празднования нового времени года. На высокой полке кухонного очага ярко-красные ягоды падуба отражаются в сероватом блеске оловянной посуды, а на столе, в резной деревянной миске ручной работы, лежат еловые шишки, оттененные красными ягодами шиповника и вихрем белых душистых цветов. В гостиной каминная полка украшена веточками падуба и душистыми сосновыми ветками, а в углу, у окна, выходящего на улицу, открытая взглядам прохожих, стоит елка — точно так же, как и много поколений назад. 

Первое письменное упоминание об украшении елки было сделано в Латвии, в городе Риге, в 1510 году. Тогда дерево было наряжено бумажными цветами, а вокруг него водили хоровод — до тех пор, пока купцы, устроившие этот явно языческий ритуал, не спалили его. 

В Америке обычай украшения елки широко распространился лишь после 1841 года, когда королева Виктория велела нарядить новогоднюю елку в Виндзорском дворце. Ранее, как считали некоторые, этот обычай уже привезли с собой в Америку гессенские солдаты во время Войны за независимость. Гессенцами они назывались потому, что прибыли из немецкой земли Г'ессен, а земля эта издавна была известна тем, что там, особенно на знаменитой Брокенской горе в Гарце, устраивали свои сборища ведьмы. Первое известное упоминание об украшении вечнозеленого дерева в Америке относится к 1747 году. 

Это произошло в моравингском селении Бетлехем, в Пенсильвании; правда, вместо настоящей елки там был деревянный каркас с прикрепленными к нему вечнозелеными ветвями. 

Хотя обычай приносить на святки в дом вечнозеленое дерево и украшать его фруктами, орехами и сластями был очень рано осужден церковью как языческая традиция, он, как и сама старая религия, так никогда и не был полностью искоренен. 

Вполне очевидно, что украшение священного вечнозеленого дерева предметами, напоминающими фрукты и цветы, — это магическое действие, направленное на то, чтобы вызвать приход сезона обновления и возрождения. Самыми ранними украшениями часто служили фрукты и орехи, пирожные и печенье. Позже, в викторианскую эпоху, появилось много цветных литографированных елочных украшений из картона с отделкой из проволочной мишуры. Подавляющее большинство елочных игрушек викторианской поры изображают Санта-Клауса, элегантно одетых викторианских дам, детей с охапками игрушек или окруженных весенними цветами. На рубеже XIX-XX веков популярность приобрели игрушки из дутого стекла; многие из них были стеклянными копиями прежних елочных украшений — фруктов и орехов. Среди этих хрупких стеклянных сокровищ многие имеют языческий смысл. 

На пахучих еловых ветках висят груша, сверкающая алмазной пылью, апельсин с потускневшей от времени краской, морковка, огурец, кукурузный початок. Рядом с ними — несколько гроздей винограда нежнейших розовых и зеленых оттенков, грецкие орехи с более или менее сохранившейся позолотой. Среди веток висят цветы и цветочные корзинки, а еще всевозможные еловые шишки — бледно-голубые с белой изморозью, нежно-зеленые с легкой позолотой. На верхушке одной из этих стеклянных шишек видна голова эльфа в красной шапочке. Это напоминает мне одну старую народную сказку, которую я слышала однажды и помню лишь смутно. 

Много-много лет назад в хижине неподалеку от лесной чащи жили муж с женой. Лес давал им пропитание, но мужу все равно приходилось трудиться, чтобы зарабатывать на необходимые вещи, которые нельзя было добыть в лесу. Однажды он заболел и уже не мог работать так, как раньше. Тогда, чтобы помочь мужу, жена каждый день, покончив с готовкой, стиркой и уборкой, отправлялась в лес за еловыми шишками, которые потом носила в деревню и продавала как святочные украшения. И каждый день, пока она собирала шишки, за ней незаметно кто-то наблюдал. И вот однажды человечек, наблюдавший за ней, появился и представился. «Я эльф — Еловая Шишка, — сказал он. - Почему ты собираешь шишки?» — «Я их собираю на продажу, чтобы помочь мужу, который очень болен», — отвечала та. — «Ну, тогда ладно, — сказал эльф, — но только смотри не собирай шишки вон под той елью». И он показал ей то дерево.  

Женщина пообещала никогда не собирать еловые шишки под этим деревом, но скоро она собрала все лучшие шишки в лесу. Она зашла так далеко в чащу, как только отважилась, но найти ей удалось всего горстку мелких, поломанных шишек. А под той самой елью шишек было много, и были они большие и круглые. Женщина знала, что за них можно выручить хорошие деньги, но помнила о своем обещании. И она положила свою жалкую горстку шишек в фартук и понесла домой. По пути ей снова встретился эльф. 

«Как поживает твой муж? — спросил он. — Много ли собрала шишек?» Хотя ответ на этот вопрос он уже знал, потому что наблюдал за ней. 

«Ах, не очень хорошо, — сказала женщина, — я еле-еле набираю еловых шишек, чтобы хватило для продажи». 

«Вот беда!» — сказал эльф и ушел прочь, а затем скрылся в лесу. 

Но вечером, когда женщина пришла домой и высыпала шишки из фартука на кухонный стол, она, к своему изумлению и великой радости, увидала: шишек-то гораздо больше, чем она собрала, все они большие и круглые, да к тому же из чистого серебра! Разумеется, она сумела сбыть их за большие деньги. А муж ее скоро поправился, и стали они жить-поживать да добра наживать. 

У германских народов еловые шишки были символами фей диких хвойных лесов. Быть может, именно поэтому первая стеклянная елочная игрушка, сделанная стеклодувами из живописной деревушки Лауша, была в форме еловой шишки. 

И еловая шишка, и желудь символизируют плодородие и круговорот жизни. Как говорится в пословице, «Лес из тысячи деревьев заключен в одном желуде». На ветках нашей елки во время святок висят по меньшей мере три украшения, изображающие дубовые веточки с желудями. Одна из них — жемчужно-белая с красными желудями, другая — с красными желудями на бледно-зеленых и серебряных листьях, а третья — темно-синяя с металлическим отливом. Есть и целый ассортимент желудей: некоторые — маленькие, сверкающие серебром, и зеленые, некоторые — в крапинку или в полоску. Но из всех украшений, представляющих растительное царство, ягод больше всего. Не изображая какие-то определенные виды ягод, эти старинные образцы стеклодувного искусства демонстрируют необычайное разнообразие форм и цветов. Среди них есть темно-синие, малиновые, блестящие серебряные и янтарно-золотые. 

Среди фруктов и цветов, орехов и ягод, висящих на еловых ветках, рассажено множество птиц. Эти стеклянные создания тонкой работы с пастельным оперением и витыми стеклянными хвостами безмолвно демонстрируют свою красоту. Настоящее дикое царство зверей можно найти среди старинных елочных игрушек рубежа веков, а одно время елки украшались косяками рыб, сделанных из прессованного картона. Эти «дрезденские игрушки», названные по имени города, где они изготовлялись, были крайне реалистичными и делались с точностью, достойной зоологического атласа. 

В стороне от стеклянных птиц и зверей можно увидеть целый оркестр музыкальных инструментов из стекла: скрипки и арфы, барабаны и рожки и свистки; но самые популярные — это стеклянные колокольчики. Внутри многих из них есть крошечная стеклянная бусинка на проволочке, благодаря которой колокольчик может звенеть чистейшей нотой. Как слышали все, кто видел фильм «Жизнь чудесна», если слышен звон колокольчика, значит, это летит на крыльях ангел. Это, может быть, и верно для последователей новой религии, но для приверженцев старой религии чистый, нежный звон колокольчика очищает воздух и служит приглашением для дружественных духов. 

Искусство выдувания из стекла елочных украшений, которое началось с простого стеклянного пузыря, изнутри покрытого нитратом серебра, а снаружи — цветным лаком, совершило полный круг после Второй мировой войны, когда самыми популярными украшениями снова стали простые стеклянные шарики. Окрашенные в яркие металлические оттенки красного, зеленого, синего, золотого и серебряного, эти стеклянные сферы улавливают свет и отражают его во всех направлениях. Даже эти простейшие елочные украшения имеют свою историю, глубоко укорененную в магическом прошлом. 

В восемнадцатом веке популярным садовым украшением был (и остается сегодня) простой пьедестал, на котором покоился стеклянный шар, изнутри покрытый нитратом серебра, а снаружи — цветным лаком. Эти стеклянные сферы устанавливались в центральной точке сада и отражали в себе весь сад и все небо. Эти садовые украшения назывались «колдовскими шарами»; они представляют собой форму зеркальной магии. Столетиями их использовали для защиты от «дурного глаза». Принцип их действия прост: они отражают злые чары и дурные намерения, они возвращают их «отправителю». Маленькие шарики надеваемые на цепочку и носимые на шее, служат великолепными защитными амулетами.  

В качестве елочных украшений в период зимнего Солнцестояния эти блестящие стеклянные шарики улавливают свет новорожденного солнца и направляют его обратно, действуя как магический инструмент для повышения энергии солнца. Эта идея получила полное развитие, когда в простом стеклянном шарике стали делать геометрически правильное углубление, позволяющее улавливать и отражать свет, будь то чистый белый свет возрожденного зимнего солнца или мягкий, теплый свет свечей. 

Еще два вида традиционных елочных украшений заслуживают упоминания благодаря своему языческому значению. Одно из них дождик, или, скорее, его имитация — это одна из основных и древнейших форм магии плодородия. 

Второй вид украшений — конфетные палочки. Есть письменные свидетельства того, что первые рождественские елки украшали сладостями. Не имею представления о том, откуда произошли конфеты — мятные палочки — и почему у них на конце крючок – возможно, он был добавлен для того, чтобы вешать их на елку, а может быть, и в подражание пастушьему посоху. 

И наконец, традиционно верхушку елки можно украсить тремя способами. У последователей новой религии популярна фигурка ангела, прочие же предпочитают макушку из дутого стекла или звезду. Звезда, правда, имеет отношение к христианской мифологии, но, поскольку это часто бывает пятиконечная звезда, она имеет особое значение и для язычников, поскольку символизирует единство четырех стихий и духа. Иногда эта звезда заключена в круг, символизирующий вечный круговорот рождения, смерти и возрождения. 

Поскольку практика украшения елки символическими предметами во время зимнего Солнцестояния очень древняя и имеет магический смысл и эта магия должна была быть очень мощной, чтобы сохраниться на протяжении почти двух тысяч лет, к собиранию, отбору или созданию всех относящихся к этой практике ритуальных предметов следует относиться с крайней тщательностью. Выбрав и дерево, его следует затем установить на почетное место и украсить елочными игрушками. Все это должно превратиться в радостный праздничный обряд, который может либо стать частью ритуалов шабаша святок, либо проводиться как отдельное празднество за несколько дней или недель до Солнцестояния. 

Когда елка наряжена и все украшения повешены, увенчайте дерево наконечником или звездой и зажгите гирлянду фонариков. Танцуйте вокруг елки и пойте песни в ее честь (подойдет и «О Tannen-baum»). Если же нет, просто посидите, любуясь этим самым древним и магическим из зрелищ, и порадуйтесь наступлению нового сезона — ведь это тоже повод для радости! 

Йоль - зимнее солнцестояние

Одна из самых восхитительных традиций святочной поры — обычай дарить друг другу подарки. Приверженцы новой религии тут же скажут нам, что он ведет начало от трех волхвов (или мудрецов, магов), принесших золото, ладан и мирру к яслям в Вифлееме. Но в действительности обычай этот уже насчитывал несколько столетий к тому времени, когда была записана история о Рождестве Христовом. В Риме, где окончание Старого года отмечалось недельными празднествами в честь Сатурна, бога смерти, известными как сатурналии, друзья и члены семьи обменивались подарками в знак любви. 

Возможно, одна из самых древних языческих святочных традиций — разжигание святочного полена. В это самое холодное и темное время года горение святочного полена самым простым магическим языком выражало то, что было нужнее всего: тепло и свет. А в начале нового солнечного года сила святочного полена передавалась новорожденному солнцу. 

Сегодня не в каждом доме есть камин или очаг для сжигания святочного полена, однако этот ритуал все же можно провести. 

В последние годы начали специально подготавливать и украшать небольшие поленья, особенно березовые, и называть их святочными поленьями. Чтобы изготовить такое полено, раздобудьте обычное полено с корой. Затем необходимо расколоть полено пополам, чтобы оно могло лежать на плоской стороне, или немного обтесать его с одного бока ровно настолько, чтобы придать ему устойчивость. Третий метод состоит в том, что к полену прибивают снизу две плоские деревянные дощечки. Убедившись, что оно стоит прочно, просверлите в верхней его части два или три отверстия диаметром по 2 см для свечей. В городе такие поленья можно приобрести в цветочном магазине. 

Затем, перед самыми обрядами шабаша, установите в полене свечи белого или красного цвета, смазанные самыми священными маслами, и украсьте его ветками священных вечнозеленых растений падуба и ели, сосны и тиса.Затем, в соответствующий момент обрядов шабаша, зажгите свечи и распевайте: 

Пусть горит Святочное полено. 

Пусть добро войдет сюда. 

Пусть будет пшеница для xлебa, 

А бочки наполнятся вином. 

Важная часть традиций, связанных со святочным поленом, состоит в том, что зола этого полена хранится весь год в качестве амулета защиты и плодородия, а несгоревшая часть полена вновь используется при разжигании огня для святочного полена на следующий год. Конечно, это полено не превратится в золу; наоборот, оно может храниться годами, накапливая магическую энергию. Огарки свечей тоже можно хранить в течение года как амулеты, а на следующие святки зажигать с их помощью новые свечи. 

Стоит упомянуть еще об одной традиции, перенесенной из святок в празднование Нового года. Каждую новогоднюю ночь десятки тысяч людей стекаются на площадь Таймс-сквер в Нью-Йорке, а миллионы собираются на вечеринки или у телевизоров, ожидая момента, когда пробьет полночь. Это мгновение, установленное человеком, служит для обозначения конца старого солнечного года и начала нового. И когда оно наступает» его приветствуют пальбой, криками, звуками рожков и боем барабанов. В пригородах соседи приветствуют друг друга шумом хлопушек и трещоток на задних дворах, а в тишине сельской местности неподвижность воздуха разбивается криками и ружейными выстрелами. И никто по-настоящему не знает, почему это происходит. Но в маленькой деревушке в Германии, откуда пришло к нам так много святочных традиций, в ночь под Рождество молодые, неженатые парни обвязывают себя пшеничной соломой, а затем привязывают к поясу огромные колокольчики и цимбалы. Их ведет по деревне молодая девушка (которая воплощает девическую ипостась богини); процессия издает оглушительный шум. Хотя этот ритуал проводится в канун Рождества Христова в ныне христианской деревне, он явно представляет собой древний языческий обычай, который когда-то относился к зимнему Солнцестоянию; и хотя сегодняшние исполнители этого ритуала утверждают, что изгоняют с его помощью демонов или дьявола, на самом деле они прогоняют прочь зимнюю тьму и упадок, чтобы расчистить путь новой жизни. 

Наши языческие предки воспринимали зимнее Солнцестояние как долгую ночь — самую темную ночь в году, за которой наступал день, когда рассветало всего лишь чуть-чуть раньше. Сегодня мы можем точно знать момент наступления зимнего Солнцестояния — тот самый момент, когда дни перестают укорачиваться и начинают удлиняться. Момент, установленный самой Природой, а не людьми. А узнав точное время, мы сможем использовать его для шабаша святок, который будем праздновать по обычаям наших древних предков. Есть ли более традиционный способ тепло распрощаться с только что совершившим полный оборот Колесом года и приветствовать близящийся новый год, чем радостными криками, звоном колокольчиков, ударами в тамбурины и игрой на рожке? Мы собираемся у вечернего огня, чтобы посмотреть на языки пламени и подумать о завершенном дне.